Николай Манохин

Актер, режиссер, театровед, драматург, член Союза белорусских писателей (1995 г.), художественный руководитель Полоцкого народного театра ГДК (1965-1972 гг).

Родился 12 августа 1935 года в Полоцке. Отец, Манохин Алексей Григорьевич, — русский сибиряк, служил в Полоцке и остался в Беларуси. Он был художником-оформителем, ушел на фронт в первый день войны и пропал без вести. Мать, Христинья Ивановна Якубова, — белорусская крестьянка, до войны была домохозяйкой, воспитывала троих детей.

Свою творческую деятельность Николай Алексеевич начал актером Полоцкого народного театра. В 1962 году он поступил на заочное театральное отделение Белорусского государственного театрально-художественного института (БГТХИ). Все годы учебы Николай Манохин не прерывал связь с Полоцким народным театром: ставил спектакли, играл на сцене. Осуществил более 15 постановок. Из них: «Васса Железнова» М. Горького (1965 г.), «Женатый жених» А. Кузнецова, Г. Штаина (1966 г.), «Игла и штык» А. Галиева (1967 г.), «Егор Булычёв и другие» М. Горького (1968 г.), «Десять суток за любовь» В. Константинова, Б. Рацер (1969 г.), «Профессор Полежаев» Л. Рахманова, «Неравный брак» Б. Рацер, В. Константинова (1971 г.), «Если можешь – прости» Н. Манохина (1972 г.) и другие.

«Из всех режиссёров интереснее всего было работать с Николаем Манохиным. Это был великолепный партнёр на сцене, — отмечала актриса Т. Филиппова. – Он отличался творческой энергией, задором. Темпераментный, ярко характерный актёр. И к тому же прекрасный организатор».

Необходимо было иметь не только смелость, но и недюжинный режиссёрский талант, чтобы воплотить в жизнь классику. К тому же, Николай Манохин сам играл в своих постановках, тонко и последовательно раскрывая

внутреннее состояние своих героев: Прохора («Васса Железнова»), Егора Булычёв («Егор Булычёв и другие»).

Уехав из Полоцка, Николай Алексеевич работал режиссером, ассистентом режиссера в кино, руководил пятью коллективами художественной самодеятельности, двумя народными театрами, написал семь пьес, пять из которых увидели свет рампы. Пьесы шли в Беларуси, Казахстане, России, на Украине. Одна из написанных пьес, драма «Бес в ребро» («Парфен и Александра»), многие годы ставилась на сцене театра им. Я. Купалы.

Всю жизнь Николай Манохин ставил перед собой очень трудные задачи и решал их благодаря внутренней силе, воле, целеустремленности. Его творческая сущность постоянно рвалась вперед – к новым знаниям, к новым вершинам. Начиная с Полоцкого народного театра, Николай Манохин был одержим сценой, искусством, и именно эта одержимость сделала его уникальной личностью, мастером.